Новости
Региональное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Калининградской области" предлагает вниманию руководителей юридических департаментов предприятий очередной обзор изменений законодательства и правоприменительной практики (07-21 октября 2013 года).
Рассылка
Опрос
|
Публикации
Размышляя о судьбе мебельного кластера после 2016 года Ассоциация Калининградских Мебельщиков подготовила обзор мебельного рынка «континентальной» России, который местные предприниматели рассматривают в качестве стратегического. 85 % производимой в Калининграде мебели вывозится за пределы области. Определяющим фактором является статус Свободной Экономической Зоны, давший толчок стремительному развитию мебельного производства в регионе. Однако, местный рынок слишком мал для того, чтобы рассматриваться в качестве стратегического. Совершенно очевидно, что основная цель – завоевание позиций на рынке России. За что сражаемся и как? Что представляет из себя Российский рынок? Россия – территория с площадью 17 млн. кв. м. и населением более 140 миллионов человек, является 12-й в мире по ёмкости рынка (в соответствии данными Миланского Центра изучения мебельной промышленности CSIL по итогам 2010 года). Потребление мебели на душу населения чрезвычайно низкое по сравнению со странами с высоким доходом на душу населения (в России на мебель тратится 1/5 часть от общего дохода). Но жизненные стандарты растут, год от года и потребление мебели стремительно увеличивается, что делает рынок все более интересным, в первую очередь для импортирующих компаний. Несмотря не то, что промышленность плохо восстанавливается после кризиса, ключевые игроки в целом восстанавливают свои позиции, будучи вынужденными, применять радикальные меры. Встретившись лицом к лицу с кризисом и снижая издержки по производству и дистрибуции, снижение рабочие места и осуществляя поиск новых финансовых схем. По данным АПМДПР (Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России), объем потребления мебели в 2010 году составил 6,1 млрд. $.
Что же касается 2011 года, по предварительной оценке Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, на протяжении всего 2 квартала на мебельном рынке отмечался низкий потребительский спрос, что в значительной степени обусловило снижение темпов роста производства. Так, если по итогам первых трёх месяцев 2011-го прирост объёмов выпуска мебели к соответствующему периоду прошлого года составил 15,8%, то за полугодие в целом этот показатель составляет 13,6%. Учитывая, что сезонный спад имел место и в 2010 году, снижение темпов указывает на усиление влияния сезонного фактора на работу промышленности. Выпуск мебели за полугодие составил в действующих ценах (без учёта индекса цен) 94% к уровню января-июня 2008-го, то есть отставание эквивалентно почти трём миллиардам рублей. Соотношение долей производства мебели по федеральным округам практически не изменилось. Как и прежде, две трети от общероссийского выпуска обеспечили мебельщики Центрального и Приволжского округов. Можно отметить прирост производства мебели в Воронежской, Тульской, Вологодской, Калининградской, Саратовской, Пензенской, Нижегородской, Иркутской, Новосибирской областях, республиках Башкортостан и Татарстан. В большинстве же субъектов РФ мебельный бизнес не демонстрировал заметной активности, а по отельным регионам не были достигнуты даже показатели 1-го полугодия 2010-го. Другим важным фактором, кроме сезонного, который затрудняет стабильную работу мебельной промышленности, АМДПР называет преимущественную ориентацию отечественных производителей на выпуск мебели для нужд внутреннего рынка: в среднем по Российской Федерации доля экспорта мебели от объёма производства не превышает 7,5%. Цифры – штука лукавая Принимая в расчет исследования солидных организаций, стоит помнить, что погрешность в цифрах весьма велика. Как правило, приводимые цифры носят субъективный характер и в большинстве случаев реализуются методом экспертного опроса в рамках маркетинговых исследований, проводимых отдельными фирмами. Например, в соответствии с “Furniture Outlook in Russia” от Миланского Центра изучения мебельной промышленности (CSIL, выпуск Июнь 2011, www.worldfurnitureonline.com ), российский рынок мебели оценивается в 2010 году в 6,804 миллионов US$ в производственных ценах,, что, по их же расчетам, составляет 13,000 миллионов US$ в ценах ритейла).
Ни для кого не секрет, что существует теневая составляющая мебельного рынка и её экспертная оценка варьируется в пределах от 20 до 30%. Коэффициент розничной цены от цены производства или импорта составляет 1,8-2,2.
Производство и импорт мебели в РФ В 2010 году объём экспорта российской мебели (и в страны дальнего зарубежья, и в СНГ) на четверть меньше, чем до кризиса. При этом доля экспорта в общем объёме производства отечественной мебели сохраняется на уровне около 11%. Импорт мебели восстанавливается достаточно быстро. Особенно динамично растут поставки из Китая: они уже превысили докризисный уровень на 30%. Дисбаланс внешнеторгового оборота сохраняется: объём российской мебели, идущей на экспорт, в 6,6 раза уступает объёму ввозимой в Россию мебельной продукции. Доля отечественной мебели на внутреннем рынке уменьшилась по сравнению с 2008 годом. К сожалению, потеря доли рынка произошла в условиях действия значительных ввозных таможенных пошлин на мебель и благоприятного для российских производителей курса рубля к доллару США (2008 год — 24, 2009 — 33, 2010 — 30).
Собственное производство и импорт из КНР
Объем вывоза мебели из КО Опираясь на данные по вывозу из Калининградской области товаров с кодами ТН ВЭД 9401 (Мебель для сидения) и 9403 (Мебель прочая и её части), видна составляющая Калининградских производителей в общем объёме производства российской мебели.
Доля калининградской мебели в общероссийском объеме
| |
Поддержка сайта | Консалт Инфо |